Бильярдная терминология

Абриколь - удар битком сначала о борт, а потом в прицельный шар.
Биток - шар, по которому производится удар наклейкой кия. Когда биток падает в лузу от соударения с прицельным шаром, используется термин «свой» или «свояк».
Боковик - удар кием по битку в точки, лежащие по левую или правую стороны от центральной вертикальной линии. Возможен левый боковик и правый боковик. (см. также Дуговик и Винт).
В лоб - удар битком в центр прицельного шара.
Винт - децентрированный удар по битку, при котором биток наряду с поступательным получает также и вращательное движение.
Вразрез - удар битком одновременно по двум близко стоящим друг к другу шарам.
Выскочивший шар - шар, остановившийся после завершения удара вне игровой поверхности стола.
Выход - удар, в результате которого после забитого прицельного шара биток выходит под другой прицельный шар так, что его легко можно сыграть.
Дом - часть игровой поверхности стола между передней линией и передним бортом.
Дуплет -удар, при котором прицельный шар сначала ударяется о борт, а затем попадает в лузу.
Дуговик - специальный вид боковика, когда биток после удара описывает кривую (см. также Боковик и Винт).
Задняя линия -линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.
Зайцы - два стушеванных шара.
Заказ шара - В спортивном бильярде применяются "джентльменский" заказ и заказ "шар - луза". При "джентльменском" заказе от игрока перед ударом не требуется никаких пояснений по поводу планирования удара. Игрокам засчитываются все шары, упавшие в лузы, если после соударения битка и прицельного шара любой из них (биток или прицельный шар) упал в лузу напрямую - без соударения с другими шарами и бортами. При заказе "шар - луза" игроку необходимо перед ударом назвать или указать конкретный шар и конкретную лузу, в которую он намерен сыграть (забить) этот шар. Если удар при этом планируется комбинированным (шарами, от шаров или бортов), пояснять этого не требуется. Если заказанный шар забит (упал) в лузу, все шары, упавшие в лузы при этом ударе без заказа, также засчитываются, если правилами конкретных игр не предусмотрено другого. Заказывать можно один конкретный шар.
В заказных играх шары, упавшие в лузы без заказа (случайно), кроме тех которые предусмотрены заказом, не засчитываются и выставляются на точки или линию возврата.
Заказная луза - объявляемая в заказе луза, в которую играющий намерен положить прицельный шар.
Заказной шар - объявляемый в заказе конкретный прицельный шар, который играющий намерен сыграть в заказную лузу.
Игра с руки из дома - удар, при котором биток можно располагать в любом месте площади дома.
Игровая поверхность стола - покрытая сукном плоская поверхность стола между упругими бортами.
Карамболь - удар, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой.
Катрбан - отражение шара от четырех бортов.
Кий -бильярдная принадлежность, предназначенная для нанесения ударов по битку.
Кикс - неудачный удар с проскальзыванием наклейки кия по поверхности битка.
Кладка - падение в лузу прицельного шара.
Клапштос - удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром остается на месте.
Контртуш - обратный удар по битку отраженного от борта или других шаров прицельного шара.
Круазе - разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка. Этот вид дуплета называется также Оборотний (см. также Дуплет).
Мазик - предмет бильярдного инвентаря. Мазиком ударяют вместо кия по битку.
Мазка -позиция, при которой шар или шары загораживают цель, куда желательно попасть битком.
Машинка - бильярдная принадлежность, используемая в качестве опоры для кия при нанесении удара по удаленному битку.
Мел - сухое абразивное вещество, используемое для натирания наклейки кия с целью предотвращения кикса.
Накат - удар выше центра битка, в результате которого биток после соударения с прицельным шаром продолжает движение в том же направлении.
Наклейка - приклеенный к торцу передней части кия кружок специально обработанной кожи, который непосредственно соприкасается с битком при выполнении ударов.
Оборотний (Краузе) - разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отразившись от борта, пересекает линию движения битка.
Оттяжка - удар ниже центра битка, в результате которого биток после соударения с прицельным шаром откатывается назад.
От шара - удар, при котором прицельный шар или биток падает в лузу, коснувшись другого шара. Отыгрыш - позиционный удар, сводящий к минимуму шансы соперника на последующий результативный удар.
Партионный шар - шар, правильное сыгрывание которого в лузу приносит победу в партии.
Передняя линяя - линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.
Передняя отметка - точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.
Пирамида - разновидность мирового лузного бильярда, она популярна на территории России и прилегающих государств. "Пирамиду" в основном отличает от других лузных бильярдов сравнительно строгие лузы и игра "своих" шаров.
Строгие лузы. Соотношение размеров "луза-шар" в "Пирамиде" близко к единице. Для пула и снукера это соотношение близко к двум, т.е. диаметр шара почти вдвое меньше размера лузы. "Пирамида" требует большой точности, и это накладывает особый отпечаток на характер игры.
Игра "своих" шаров - цель в большинстве игр в "Пирамиде", а в пуле и снукере - штраф. Отсюда, естественно, стремление игроков "Пирамиды" освоить технику забивания «свояков». Как утверждают большинство любителей "Пирамиды", именно от «свояков» они и получают наибольшее удовольствие в игре.
Кроме этого словом "пирамида" обозначаются:
фигура, образуемая прицельными шарами в исходном положении перед началом игры; основная часть в названиях видов игр в "Пирамиду".
Прицельный шар - шар, по которому производится удар битком. Когда прицельный шар падает в лузу вследствие удара по нему битком, используется термин «чужой» или «чужак»
Продольная линия - линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.
Результативный удар - правильно выполненный удар, сопровождающийся падением шара в лузу и дающий право на продолжение серии у стола.
Розыгрыш - процедура определения участника, вступающего в игру первым.
Серия (с кия) - последовательность результативных ударов одного из участников.
Точки (линия) возврата - Для введения шаров в игру, в соответствии с правилами конкретных игр, используются нумерованные точка на игровой поверхности стола, они именуется также точками возврата. Шары выставляются на точки возврата по убыванию их номеров: №3, №2, №1. Если в точке с большим номером нельзя установить шар, то шар ставиться на точку с предшествующим номером. Если свободных точек не хватает для выставляемых шаров, то используется линия возврата, которая представляет собой часть осевой линии от задней точки до заднего борта. Шары устанавливаются на точки и линию возврата так, чтобы они не касались других прицельных шаров. Если линии возврата не хватает для установки выставляемых шаров, то она продолжается от задней точки к переднему борту.
Точка падения шара - Конструкция луз на пирамидных столах предполагает скошенный край на границе основания плиты и выреза лузы. Шар падает в лузу, достигнув этого скоса, хотя проекция центра шара ещё не пересекла границу выреза лузы. Точка у края лузы, от которой начинается скатывание шара в лузу, называется точкой падения шара.
Треугольник - бильярдная принадлежность, используемая для начальной расстановки шаров в форме пирамиды.
Триплет - отражение шара от двух бортов.
Труабан - отражение шара от трех бортов.
Турник - толстая часть кия.
Туш - прикосновение к шару на столе кием, рукой, машинкой и т.п.
Удар на резке - удар, при котором точка соударения смещена относительно линии центров битка и прицельного шара, в результате чего прицельный шар получает движение влево или вправо.
Упругий борт - покрытая сукном резина, закрепленная на внутренней стороне деревянных бортов. Упругие борта образуют внешний периметр игровой поверхности стола.
Фора - дача одним игроком другому вперед установленного количества шаров, очков, ударов и т.п.
Фукс (Дурак) - шар, упавший неожиданно, непредвиденно.
Центральная линия - линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.
Центральная отметка - точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.